В «Гоголь-центре» премьера: 21, 22 и 23 октября здесь проходит спектакль Кирилла Серебренникова по мотивам произведений писателя Франца Кафки. Все, что нужно знать о новой постановке и самом писателе, — в специальном разборе.

Новая форма

Кирилл Серебренников не ограничивает себя одним произведением Франца Кафки. В его постановке на сцене «Гоголь-центра» появятся как реальные герои — семья Кафки и его возлюбленная Фелиция Бауэр, так и персонажи из подсознания писателя, начиная с ле­тающих собачек и Грегора Замзы, превратившегося в жука, и заканчивая причудливым Одрадеком — придуманным Кафкой неведомым существом. Результат: «Кафка» — это своеобразный микс из литературного и реального.

Эксперимент

Главный герой спектакля — сам Кафка (в исполнении актера Семена Штейнберга), но за все действо он произносит не больше десяти слов. «Мой Кафка молчит, потому что нет необходимости говорить, — уверен Семен. — При этом я постоянно присутствую на сцене. Опыт новый, сложный, но очень интересный. С другой стороны — не надо учить слова!»

Семен Штейнберг в роли Франца КафкиМногоголосие

За Кафку и про Кафку говорят все остальные герои постановки. Его отец в исполнении Олега Гущина, сестра Оттла (Рита Крон), невеста Фелиция (Светлана Мамрешева)… Самым же болтливым оказывается персонаж по имени Отто Пик, журналист и биограф писателя. Пика играет американский актер Один Байрон, который уже давно живет и работает в России. «Мой персонаж — это проводник между сценой и зрителем, который исследует Кафку и одновременно объясняет его залу», — говорит Один.

Один Байрон в труппе «Гоголь-центра» с 2014 года. Попал в театр после письма Кирилла Серебренникова: режиссер пригласил его сыграть в пьесе «Мертвые души», а затем — и в спектакле «Кафка». «Франц Кафка описывал жизнь как механизм — бессмысленный, в чем-то похожий на мясорубку. Работа этого механизма беспрерывна: жизнь идет, что бы ты ни делал, и остается только смириться с этим»Неоднозначность

Одной из тем спектакля стало завещание самого Кафки: просьба сжечь все произведения, которую он оставил как наказ своему другу и душеприказчику Максу Броду. «Возможно, это слабость, а может, даже и лукавство, — рассуждает Семен Штейнберг. — Ведь он передал другому человеку право определить судьбу его книг. И решил это не на смертном одре, а заранее. Странная, загадочная история. Мне нравится, что ей нет точного объяснения — как и в нашем спектакле. Должна в этой истории быть какая-то неразрешимая загадка».

Семен Штейнберг состоит в труппе Кирилла Серебренникова с 2015 года, в театр его пригласил сам худрук, увидев одну из записей предыдущих спектаклей Семена. «Кафка — воплощение сомнения. Мне кажется, он постоянно существовал в пограничном состоянии: не мог не писать и не мог писать. Был ли он сумасшедшим? Не думаю. Кафка умер в 40, а я сейчас читаю его произведения в 32 года и понимаю, что многое там — про меня»

Нововведения

«Кафка» — первый спектакль «Гоголь-центра», в котором используются исторические костюмы. Аутентичные вещи начала XX века искали по всему миру: воротнички — в Англии, обувь — в Америке, шляпы — в Германии. Кирилл Серебренников также стал художником по костюмам спектакля. Кроме того, в постано­вочную группу «Кафки» вошел неожиданный специалист — преподаватель игры на пиле.

Абсурд

Пьесу «Кафка» написал драматург Валерий Печейкин, который уже давно исследует творчество писателя. «Самым сложным оказался поиск и воспроизведение кафкианского абсурда, который имеет жесткую внутреннюю логику. Кажется, мы и сегодня живем в мире, где по-прежнему мерой всего является абсурд, и остается только повторять за Кафкой: «Я хотел бы привести мир к чистоте, правде, незыблемости».

Актуальность

Поначалу Кирилл Серебренников хотел поставить спектакль в Праге, на родине писателя, но не сложилось: «Я заметил, что на чехов Кафка не производил никакого впечатления. Я им много раз говорил: для нашей страны это важнейший автор, мы фактически живем в мире, им придуманном. И теперь этот спектакль здесь, в России».

Интерактивность Один из негласных слоганов спектакля, который родился во время его подготовки: «Кафка — это я». Почувствовать себя Кафкой сможет в конце спектакля каждый зритель.

Справка

Франц КафкаФРАНЦ КАФКА

Родился в 1883 году в бывшем еврейском гетто Праги в семье торговца галантерейными товарами. Единственный сын и главный наследник, он не оправдал надежд отца: вместо деловой хватки проявлял интерес к писательству и рано разорвал отношения с семьей, не найдя понимания у родителей. Замкнутый, болезненный, ведущий аскетичный образ жизни, Франц работал чиновником, не любил коллег и главную отдушину видел в литературе, оправдывающей все его существование. При жизни Кафка опубликовал всего лишь несколько рассказов, перед смертью наказав другу сжечь свои неизданные произведения. Это пожелание так и не было исполнено.

Также не пропустите другие премьеры «Гоголь-центра»

«МАНДЕЛЬШТАМ. ВЕК-ВОЛКОДАВ»

Ближайшие спектакли: 25 и 26 ноября

В прошлом сезоне с постановки о Борисе Пастернаке в театре начался цикл спектаклей «Звезда», посвященный русским поэтам. Этой осенью цикл продолжает спектакль о творчестве и судьбе Осипа Мандельштама. Автор — один из лидеров европейского «физического театра», хореограф и музыкант Антон Адасинский. В главной роли — Чулпан Хаматова.

«ПЕРСОНА»

Ближайшие спектакли: 2, 3, 4 декабря

Знаменитый фильм Ингмара Бергмана вдохновил режиссера Валерию Суркову: в конце года она покажет на сцене «Гоголь-центра» свою адаптацию сценария Бергмана. Роль актрисы, давшей необъяснимый обет молчания, исполнит Юлия Ауг. Также в спектакле примут участие Ольга Науменко и Мария Селезнева.

«АХМАТОВА. ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»

Ближайшие спектакли: 3 и 4 декабря

Алла Демидова, которой в конце сентября исполнилось 80 лет, впервые выйдет на сцену «Гоголь-центра» — в рамках постановки, посвященной женщине-поэту. В центре моноспектакля — произведение Ахматовой «Поэма без героя», которое Алла Сергеевна уже не раз читала с театральных подмостков. Увидеть любимую поэму в новом свете предлагает Кирилл Серебренников, ставший режиссером «Ахматовой».

«ПОХОРОНЫ СТАЛИНА»

Ближайшие спектакли: конец декабря

Документальный спектакль-перформанс пройдет в «Гоголь-центре» всего несколько раз накануне Нового года. «На сцене соберутся разные поколения артистов, режиссеров, писателей, музыкантов, чтобы поговорить о недавней истории нашей страны, задать некоторые вопросы, возникающие
в общественном информационном поле, и ответить на них», — говорит режиссер спектакля Кирилл Серебренников.

«МОРЕ ДЕРЕВЬЕВ»

Ближайшие спектакли: февраль 2017 года

Первый в истории «Гоголь-центра» спектакль про детей и для детей по пьесе Любы Стрижак поставят актеры Александр Горчилин и Филипп Авдеев. Герои пьесы — подростки, которые фантазируют, мечтают, выясняют отношения и влюбляются. «Когда-то я работал в областном ТЮЗе, и с тех пор у меня сложное отношение к детям в зале: мне казалось, что они — маленькие враги большого искусства. Так что в этом спектакле я переступаю через свои страхи и фобии», — говорит о постановке худрук театра Кирилл Серебренников.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ